Прыжки через “козла” или “коня”: техника выполнения упражнения, особенности гимнастической тренировки, пошаговая инструкция для начинающих спортсменов

Техника выполнения и методика обучения опорному прыжку ноги врозь через козла в длину

Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность средств и методов воспитания личности.

Эта спортивно-педагогическая дисциплина многие века известна людям, ее применяли в древние времена, успешно решая задачи физического и нравственного воспитания людей с самого раннего возраста до глубокой старости.

Возможность эффективно и целенаправленно воздей­ствовать на двигательные функции организма, а через них на психическую сферу и личностные свойства занимающихся выдвигает гимнастику на одно из первых мест для применения ее в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях.

Четкая организация занятий, строгая регламентация и дозирование движений обеспечивают точное регулирование нагрузки.

В гимнастике одни и те же упражнения применяются для решения самых различных задач. Каждое движение или элемент могут быть усложнены или облегчены, при­менены отдельно или в комплексе с другими упражнениями, что позволяет в одном случае совершенствовать фи­зические качества, в другом – эстетические и т.п.

Большой выбор гимнастических средств и методов, доступность их для людей самых различных возрастов поз­волили выделить в системе физического воспитания виды и разновидности гимнастики.

Одной из таких разновидностей являются гимнастические прыжки.

Виды гимнастических прыжков

Гимнастические прыжки – ценные упражнения, оказы­вающие всестороннее воздействие на физическое разви­тие военнослужащих. Прыжки имеют большое прикладное значение, так как совершенствуют навыки в быстром и сноровистом преодолении вертикальных и горизонтальных препятствий, воспитывают смелость и решительность, раз­вивают силу, быстроту, ловкость и координацию движений.

Наличие в прыжках фаз свободного полета позволяет использовать их как средство совершенствования про­странственной ориентировки. Кроме того, гимнастические прыжки весьма полезны при тренировках, направленных на повышение устойчивости организма военнослужащих к действию перегрузок.

Прыжки дают возможность быстро повышать физиче­скую нагрузку на занятии. Применение разнообразных прыжков делает их интересными, повышает эмоциональ­ное состояние занимающихся.

Различают прыжки: безопорные и опорные.

Безопорные прыжки выполняются без касания снаряда. К ним относятся: прыжки в высоту с места и с разбегу; прыжки в длину с места и с разбегу; высоко-да­лекие прыжки; прыжки в глубину, простые, с поворотами и с различными движениями руками и ногами; прыжки через препятствия; прыжки с трамплина.

Опорные прыжки выполняются с опорой о сна­ряд. К ним относятся прыжки через гимнастические сна­ряды: козла – в ширину и длину; коня – в ширину и длину. Прыжки с опорой руками выполняются толчком о дальнюю и ближнюю части коня.

Опорные прыжки делятся на прямые, боковые и пере­вороты. При прямых прыжках гимнаст прыгает в направ­лении разбега (ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, лётом и т.п.), без поворотов и с поворотами.

Боковые прыжки (углом, боком, прогнувшись) отличаются тем, что при их выполнении занимающийся проходит над снарядом, ноги в сторону. Прыжки переворотом (вперед, в сторону, сги­баясь и разгибаясь и т.п.) выполняются с переворотом че­рез голову в согнутом или прямом положении.

Прыжки через "козла" или "коня": техника выполнения упражнения, особенности гимнастической тренировки, пошаговая инструкция для начинающих спортсменов

Основные фазы опорного прыжка. Ошибки возникающие при выполнении движений, причины и способы их устранения.

Фазы опорного прыжка

Устройство и размеры прыжковых снарядов и инвен­таря показаны на рисунке 59.

Опорные прыжки состоят из ряда последовательно вы­полняемых фаз движений, каждая из которых имеет свои особенности. Различают 7 фаз опорного прыжка: разбег, наскок, толчок ногами, полет после толчка ногами, толчок руками, полет после толчка руками и приземление.

Разбег: длина и скорость разбега зависят от положе­ния снаряда, высоты и способа его преодоления. Обычно наскоки на снаряды, простые прыжки, прыжки через снаряды, поставленные в ширину, выполняются с разбегу. При выполнении сложных прыжков и прыжков через снаряды, поставленные в длину, разбег увеличивается.

Устройство прыжковых снарядов и мостика

Перед началом следует сосредоточиться, настроиться на выполнение прыжка. Бег должен быть ритмичным, энергичным с постепенным наращиванием скорости. Так. например, у высококвалифицированных гимнастов ско­рость достигает 7,6–8,6 м/с. Разбег производится с неболь­шим наклоном туловища вперед (5–15°), что позволяет бы­стрее развить нужную скорость.

Для определения длины разбега следует встать около мостика в месте толчка спиной к снаряду и отсчитать нуж­ное количество метров (ступней, шагов). При соблюдении всех условий (ритмичность, постепенное наращивание скорости) наскок на мостик всегда будет производиться толчковой ногой с точным попаданием в место толчка.

Несмотря на кажущуюся простоту техники разбега, мно­гие обучаемые выполняют его неправильно. Наиболее рас­пространенными ошибками при разбеге являются нарушение скорости разбега и изменение ритма. Это влияет на точ­ность разбега и приобретение необходимой скорости.

Наскок на мостик выполняется в момент приобрете­ния наибольшей горизонтальной скорости. В это время спортсмен наклоняется плечами вперед (от 5 до 26°), а но­ги обгоняют туловище.

При этом толчковая нога, согнутая в тазобедренном и коленном суставах, подтягивается к ма­ховой, затем ноги соединяются и почти прямые выносятся вперед, обеспечивая тем самым стопорящий наскок на мостик. Большое значение имеет траектория наскока.

Чрезмерно высокий наскок снижает горизонтальную ско­рость, а следовательно, и дальность полета в безопорной фазе. При слишком низком и быстром наскоке гимнаст проскакивает толчок.

Толчок ногами. После разбега и наскока на мостик внимание и волевое усилие обучаемого концентрируется на правильном выполнении толчка, так как от этого во мно­гом зависит выполнение самого прыжка.

Толчок произво­дится наскоком напряженных почти выпрямленных ног. В данном случае используется «рессорное» свойство стопы.

Прыжки через "козла" или "коня": техника выполнения упражнения, особенности гимнастической тренировки, пошаговая инструкция для начинающих спортсменов

Толчок ногами носит «взрывной» характер. Субъектив­но должно создаваться такое впечатление, что толчок на­чинается еще как бы в воздухе.

Толчок производится вол­нообразным разгибанием ног в тазобедренных, коленных суставах и заканчивается активным подошвенным сгиба­нием стопы.

Основная работа мышц ног, связанная с вы­полнением толчка, должна быть закончена к моменту, когда ось тазобедренных суставов пересечет вертикальную плоскость, проходящую через площадь опоры ногами.

Всякая задержка в выполнении толчка приведет к ухудшению техники выполнения прыжка в целом. Иссле­дования показали, что, например, у мастеров спорта дли­тельность опоры при толчке составляет всего 0,09–0,12 се­кунды.

Вместе с окончанием толчка ногами заканчивается взмах руками вверх-вперед.

В результате взмаха руками и последующего их торможения тело гимнаста получает дополнительное количество движения, направленное по касательной вверх.

Полет после толчка ногами. После толчка ногами гимнаст переходит в фазу полета над снарядом.

Важно при этом, чтобы полет (так называемое вхожде­ние на снаряд) выполнялся по высокой крутой траекто­рии в слегка согнутом положении тела.

В фазе полета гим­наст делает замах ногами в пределах от 25 до 60° в зави­симости от сложности прыжка, используя в данном слу­чае согнутое положение тела. Замах выполняется до мо­мента касания сна­ряда руками.

Толчок руками. Это одна из самых ответственных фаз прыжка. Для выполнения толчка руки энергично вы­носятся вперед. Угол между руками и снарядом должен составлять 35–40°, что обеспечивает стопорящий момент при толчке. Ладони во время толчка о снаряд ставятся параллельно.

Отталкивание руками сопровождается быстрым сгибательным движением туловища в тазобедренных су­ставах и пояснице (так называемое рывковое движение туловищем), что способствует лучшему использованию ре­акции опоры снаряда при толчке для подъема тела вверх-вперед.

Толчок руками является наиболее сложным элементом прыжка и требует хорошей физической подготовленности, так как динамическая нагрузка, по данным исследований, достигает в момент постановки рук 350–400, а в момент отталкивания – 280 килограммов.

Толчок руками должен быть закончен в момент, когда ноги пересекут вертикаль, переходящую через площадь опоры. Высота прыжка в этом случае будет наивысшей.

Полет после толчка руками. Положение тела в полете после толчка руками определяется видом прыжка (согнувшись, прогнувшись и т.д.). У лучших гимнастов высота полета в этой фазе достигает 2,5–2,8 м от уровня пола.

Основным условием выполнения данной фазы является четкое, фиксированное положение тела, характеризующее форму прыжка. Чем дольше сохраняет­ся в полете необходимая поза, тем эффективнее прыжок. Руки после отталкивания движутся назад-вверх. Проги­бание – главный элемент полета.

Оно должно осуществ­ляться преимущественно подниманием плечевого пояса вверх-назад.

Приземление. Оно будет устойчивым только в том случае, если в момент соприкосновения с полом линия, продолжающая траекторию движения ОЦТ, будет проходить через площадь опоры. Для приземления ноги посы­лаются вперед почти прямыми.

Это создает лучшие усло­вия для сохранения устойчивости при встрече опоры. При­земляться следует быстрым перекатом с носков на всю ступню. При этом пятки удерживаются вместе, а носки разведены.

Прыжки через "козла" или "коня": техника выполнения упражнения, особенности гимнастической тренировки, пошаговая инструкция для начинающих спортсменов

Всякое расслабление в момент приземления затрудняет сохранение равновесия.

Как выбрать место для тренировок

Многие считают прыжки через скакалку каким-то побочным упражнением из арсенала боксёров. На самом деле это крутая кардиотренировка, которая в некоторых аспектах работает лучше бега. Прыжки через скакалку:

  • Увеличивают аэробные возможности в три раза быстрее бега. Согласно исследованию, 10 минут прыжков и 30 минут бега одинаково прокачивают способность организма вырабатывать энергию при участии кислорода.
  • Сжигают столько же калорий, как и бег со скоростью 10 км/ч. За полчаса можно сжечь 300–444 ккал (при весе 56–84 кг).
  • Снижают пульс в состоянии покоя и после упражнений. Сердце становится сильнее и за одно сокращение выбрасывает больше крови, так что ему не надо биться так часто, чтобы удовлетворить потребности организма.
  • Увеличивают VO2max — способность вашего организма потреблять кислород и использовать его по назначению.
  • Увеличивают анаэробные возможности — способность тела производить энергию, когда кислорода уже не хватает.
  • Увеличивают мощность движения — способность прикладывать максимальную силу за минимальное время.
  • Прокачивают координацию, ловкость и баланс.
  • Увеличивают силу хвата, держат в тонусе предплечья, плечи и грудь, икры и бёдра, мышцы кора.

Обращайте внимание на несколько важных параметров.

Материал троса

  • Резина. Такие тросы растягиваются во время прыжка, замедляя вас.
  • ПВХ. Не растягиваются, служат долго. Обращайте внимание на толщину троса — чем тоньше, тем быстрее он будет вращаться.
  • Сталь с оплёткой. Самые быстрые, режут воздух, но больно бьют, когда учитесь делать двойные прыжки.
  • Кожа. Олдскул из боксёрских залов. Медленнее ПВХ и стальных, быстро изнашиваются. Особенно если это не кожа, а кожзам.

Угол выхода троса

Вы можете прыгать абсолютно в любом месте, где скакалка не будет задевать посторонние предметы. Но если вы хотите максимально обезопасить суставы, откажитесь от упражнений на асфальте или бетоне.

Пусть поверхность хотя бы немного смягчает удар во время приземления. Подойдёт резиновое покрытие, деревянный пол, тонкий ковёр, короткая трава, твёрдая ровная земля.

Многие люди считают, что прыжки на скакалке — это слишком однообразно и поэтому скучно. Просто они выучили один, максимум два варианта прыжков. На самом деле способов прыгать через скакалку уйма.

Вы можете миксовать их между собой, учить трюки, пробовать двойные и тройные прыжки и вставлять скакалку в круговые тренировки. Ниже мы разберём самые распространённые виды прыжков, а потом покажем четыре интенсивных комплекса со скакалкой.

Бег на месте

Прыжки через "козла" или "коня": техника выполнения упражнения, особенности гимнастической тренировки, пошаговая инструкция для начинающих спортсменов

Выполняйте бег на месте, невысоко поднимая ноги от пола. На каждый шаг — проворот скакалки.

Прыгните на правой ноге, одновременно сгибая левую в колене и отрывая стопу от земли. Во время второго прыжка выведите левую ногу вперёд. Затем повторите то же самое с другой ноги.

Боксёрские прыжки

Боксёрские прыжки развивают выносливость и помогают поймать необходимый на ринге ритм. Когда вы ловите его и привыкаете к движению, затрачивается минимум усилий — так вы сможете долго прыгать и не уставать.

Поставьте ноги близко друг к другу, но не соединяйте их. Прыгайте, невысоко отрываясь от пола и постоянно перенося вес то на одну, то на другую ногу.

Прыгните на двух ногах, затем с прыжком одну ногу уведите назад и поставьте на носок, со следующим прыжком переведите её вперёд и поставьте на пятку. Выполните то же самое с другой ноги.

Можно чередовать через каждые два раза: носок, пятка, смена ног. Или через несколько: носок, пятка, носок, пятка, смена ног. Прыжки отлично развивают координацию.

Это энергозатратные прыжки, которые помогут прокачать выносливость и сжечь побольше калорий. Перепрыгивайте с ноги на ногу и высоко поднимайте колени. Чем выше, тем сложнее.

Во время прыжка выведите одну ногу вперёд, а другую назад. Приземлитесь на обе ноги одновременно, вес тела равномерно распределите между подушечками стоп. Меняйте положение ног каждый прыжок.

Поставьте ноги вместе. Во время первого прыжка расставьте ноги на ширину плеч или чуть уже. Во время второго соедините их обратно. Продолжайте прыгать, чередуя положения.

Поставьте ноги вместе. Прыгайте из стороны в сторону на небольшое расстояние.

Прыжки вперёд-назад

Поставьте ноги вместе. Прыгайте вперёд и назад на небольшое расстояние: в пределах половины стопы от изначального места.

Во время первого прыжка расставьте ноги на ширину плеч, со следующим прыжком поставьте ноги накрест. Чередуйте положения, ставьте впереди то правую, то левую ногу.

В исходном положении скакалка должна находиться не за вами, как в обычных прыжках, а перед вами. Прыгайте, крутя запястьями назад, чтобы скакалка вращалась в обратную сторону. Это довольно сложное движение, поскольку вы всю жизнь крутили скакалку вперёд и тело просто не понимает, как делать это по-другому.

Лучше осваивать обратные прыжки с более тяжёлой скакалкой, чтобы вы чувствовали, как она пролетает за вами. В любом случае не старайтесь подпрыгивать выше, чем обычно или сгибаться в тазобедренном суставе. Движение требует не больших усилий, а простой привычки и практики.

Во время первого прыжка заведите руки накрест, во время второго разведите их в стороны. Перемена рук происходит в момент, когда скакалка уже прошла над головой, но ещё не достигла пола.

Чтобы освоить это движение, попробуйте для начала чередовать его с обычными прыжками. Например, два простых, один накрест.

Для начала надо потренироваться делать боковые махи без прыжков. Возьмите скакалку, поставьте руки близко друг к другу и выполняйте восьмёрку из стороны в сторону обеими руками одновременно.

Затем попробуйте то же самое с прыжками. Прыгайте на месте, выполняя восьмёрку руками. Один прыжок на один мах в сторону.

Теперь можно соединить движение с обычными прыжками. Один раз прыгните на двух ногах, затем выполните два прыжка с восьмёркой и повторите сначала.

Двойные прыжки

Это сложный элемент, для освоения которого потребуется не одна неделя. Суть в том, что во время прыжка вы прокручиваете скакалку два раза вместо одного. Это требует большего напряжения мышц рук и плеч, высокой скорости движений.

Часто говорят, что двойные надо напрыгать. Прежде чем я сделала свои первые 30 двойных подряд, прошло не меньше полугода.

Предлагаю свой способ учиться двойным. Сделайте два обычных прыжка и один двойной. Выполните 10 раз. Затем делайте два обычных и два двойных, снова 10 подходов. Если в какой-то подход не получилось сделать два двойных подряд, раз не засчитывается, а вы начинаете сначала. Когда получится сделать все 10, пробуйте два одинарных и три двойных и так далее.

Прыжки через козла или коня – техника выполнения

Есть несколько способов встроить прыжки через скакалку в свои спортивные занятия.

Разминка и заминка

Боксёры часто используют скакалку для разминки и заминки. 10–20 минут прыжков в спокойном темпе прекрасно разогреют тело и подготовят его к тренировке.

Кардио

Если вас не пугает монотонное кардио, начните с обычных прыжков на двух ногах. Выполните три подхода: 10 минут прыжков и 1–2 минуты отдыха. Не начинайте быстро, держите ровный темп.

Через несколько тренировок можете сократить время отдыха и сделать два подхода по 15 минут. Следующая ступень — 30 минут прыжков нон-стоп. Если это слишком скучно для вас, переходите к высокоинтенсивным интервальным комплексам со скакалкой.

ВИИТ со скакалкой

Мы составили несколько комплексов для разного уровня подготовки. Вам понадобятся только скакалка и таймер.

Данный гимнастический снаряд предназначен для исполнения различных видов прыжков. Состоит из корпуса с различным покрытием (это могут быть кожа, дерматин, синтетика); установлен на 4 металлические опоры, высоту которых можно менять. Обычно бывают такие разновидности: малый (50/32/27 см) и большой (68/36/27 см) козёл. По высоте снаряд регулируется в пределах 85-135 см. Максимальный вес, с которым можно работать на козле, — 100 кг.

Прыжки через козла или коня – техника выполнения

Важно!Перед выполнением опорного прыжка необходима серьёзнейшая подготовка в виде разминки суставов, связок и разогрева мышц (в противном случае велика вероятность получения травмы). Разминка зачастую длится не меньше непосредственной тренировки, а бывает, что и дольше.

Виды прыжков

В гимнастике существует два вида прыжков: простые (или безопорные) и опорные. Несколько слов об их отличительных особенностях.

Безопорные

К безопорным прыжкам относятся те, в которых препятствие (в данном случае козёл) преодолевается без опоры на снаряд руками. При этом мостик может быть использован, а могут быть прыжки и без него.

То есть атлет делает разбег и преодолевает препятствие таким образом: прыгает через него, не касаясь руками.

Опорные

В данном случае спортсмен перепрыгивает через снаряд, используя его в качестве опоры для рук. Но существуют варианты данного типа прыжка, когда в качестве опоры используется не само препятствие, которое следует преодолеть, а находящаяся перед ним опора.

Прыжки создают такое напряжение в мышцах, что они сразу приходят в тонус, также в полете защитные функции организма способствуют развитию гибкости и равновесия. Конь и козел как гимнастические снаряды стоят в спортивных залах школ, высших учебных заведений, упражнения на них делают спортивные гимнасты на соревнованиях.

При прыжках работают все мышцы, в том числе и сердечный, поэтому это хорошая кардионагрузка. Сердечная мышца тренируется при разбеге, который способствует правильному исполнению прыжка. Прыжки предусмотрены школьной программой по физкультуре с первого класса, однако через козла прыгают ученики средней и старшей школы. Конечно, в спортивной гимнастике все по другому — этот снаряд обязательной гимнастической программы начинают изучать с пятилетнего возраста.

Для прыжков нужны волевые качества, которые развиваются на тренировках:

  • смелость — не каждый с разбега решиться запрыгнуть на козла, тем более перепрыгнуть через него;
  • решительность — после отталкивания от мостика нужно решительно завершить упражнение, иначе падение неизбежно, можно споткнуться о козла;
  • ловкость — перелет через козла занимают доли секунды, нужно полностью контролировать этот скоротечный процесс.

Связки, суставы, мышцы рук, ног, корпуса отлично развиваются на прыжке, также развивается дыхательная система, двигательный аппарат нацеливается на выполнение быстрых движений, которые требуют слаженности всего организма.

Фазы упражнения

Как поставить технику прыжков

Прыжки через козла или коня – техника выполнения

Упражнения для овладения техникой разбега. В стойке ноги на ширине плеч, слегка наклонившись вперед, – имитационные движения руками, как при беге; бег на месте с высоким подниманием бедра; бег в узком коридоре, обо­значенном 2 линиями; бег с постепенным ускорением на 15–20 метров.

Упражнения для освоения наскока на мостик и толчка ногами.

Прыжок с одной ноги на две после 2–3 шагов или короткого разбега; прыжок с одной ноги на две на возвы­шение; держась руками за коня, – прыжки вверх толчком двумя ногами; серия прыжков на одной ноге (толчковой); серия прыжков на носках двух ног; прыжок с гимнасти­ческой скамейки на мостик и в темпе акцентированное отталкивание с носков ног; 2–3 шага разбега, прыжок на мостик и в темпе акцентированное отталкивание вверх.

Упражнения для освоения замаха и полета после толчка ногами.

Прыжок вверх-вперед с поддержкой партнера под грудь, отход с ним назад; прыжок в стойку на руках на маты, положенные один на другой, с постепенным увели­чением их высоты; с разбегу – полет-кувырок через стой­ку на руках на горку из 6–8 матов через веревочку, козла, коня с постепенным увеличением длины полета;

Упражнения для освоения толчка руками. Из упора стоя у стены – отталкивание двумя руками; прыжки в упоре лежа с продвижением вперед; с небольшого разбега – прыжок в упор на коня на прямых руках, затем, отталки­ваясь руками, – соскок назад.

Прыжки через козла или коня – техника выполнения

Упражнения для освоения техники полета и прогиба после толчка руками.

После отталкивания о снаряд руками в полете – фиксирование положения прогиба; прыжок че­рез снаряд с приземлением на руки товарищей, стоящих за снарядом или, на стопу матов; прыжки с места вверх с разведением ног и прогибом в доскок; прыжки без за­маха, но с разгибанием тела и приземлением не ближе 150–200 сантиметров.

Упражнения для овладения техникой приземления. По­луприсед на месте, руки – вперед-в стороны, спина пря­мая (как при соскоке со снаряда); то же, но после прыжка с места вверх-вперед с гимнастической скамейки, с козла, коня и т.д.

  1. Техника выполнения опорного прыжка ноги врозь через козла в длину
  2. Техника выполнения: После разбега и сильного толчка ногами вытянуть руки вперед к месту опоры о дальнюю часть снаряда, тело поднять вы­ше горизонтали; нажимая прямыми руками на козла, сги­баясь и разводя ноги, оттолкнуться от снаряда; в полете зафиксировать прогнутое положение тела (прогиб), поднять руки вверх — в стороны и приземлиться.
  3. Подводящие упражнения в последовательности обучения: имита­ция прыжка на полу – упор лежа, толчком – упор стоя ноги врозь, прыжок прогнувшись ввepx и доскок; держась руками за козла и поднимая спину повыше, – подскоки на мостике; прыжок ноги врозь через низкого козла с по­степенным отодвиганием мостика и увеличением высоты снаряда; прыжок ноги врозь через козла с натянутой перед снарядом (на расстоянии 70–80 см) веревочкой (высота – 100–120 см) и приземлением не ближе 150 см от снаряда.

Прыжок ноги врозь через козла в длину (рис. 60).

Прыжок ноги врозь через козла

  • Приемы помощи и страховки: страховать, стоя сбоку и спереди, быть готовым поддер­жать под грудь и спину.
  • Важной задачей совершенствования технического мастерства занима­ющихся при выполнении прыжков следует считать возможно большее увеличение высоты и дально­сти полета при сохранении заданной формы прыжка и устойчивого приземления.
  • Заключение

Гимнастика является основой для формирования у будущих специалистов и руководителей занятий педаго­гических навыков, методических умений, организатор­ских способностей. Это очень важно для педагога, которо­му предстоит работать с молодыми людьми и быть носи­телями нравственности, культуры, этики.

Таким образом, гимнастика является наиболее массо­вым и доступным средством физического воспитания лю­дей, развития физических и прикладных навыков.

Высота «коня» варьируется от 90 см до 130 сантиметров. Выдерживает такой тренажер до 100 кг. Как и другие тренировки на школьной физкультуре прыжки через козла развивают все мышцы тела в комплексе. Благоприятно это упражнение влияет и на сердечную мышцу, являясь хорошей кардионагрузкой.

Также прыжки через «козла» развивают морально-волевые качества ученика, такие как решительность, мужество и смелость.

На уроках физкультуры во многих классах дети сдают нормативы на технику выполнения прыжка

Для того, чтобы приступить к выполнению прыжка необходимо провести разминку, хорошо разогреть мышцы, иначе ситуация может закончиться травмой. Для разминки подойдет медленный бег, повороты корпусом, прыжки на скакалке и приседания.

Гимнастический «конь» устанавливается в ширину или длину, этим и будет определяться дистанция разбега.

Для того, чтобы правильно и безопасно выполнить упражнение, необходимо знать все этапы его исполнения, рассмотрим каждый более подробно.

  1. Разбег. Расстояние разбега составляет примерно 10 метров. Разбег проводится плавно, без резкого набора скорости.
  2. Наскок на мостик. Мостик- это пружинная поверхность, помогающая совершить заскок на «козла».  Наскок делается при максимальном разгоне.Перед запрыгиванием на данную плоскость запрещается притормаживать. Обычно мостик и «конь» ставят в метре друг от друга.
  3. Отталкивание ногами от мостика.  При прыжке на мостик необходимо приземлиться на носки, при этом стопы должны встать параллельно друг другу, а ноги должны быть напряженными.При толчке с мостика на «коня» тело необходимо наклонить немного вперед, округлить спину и в прыжке выпрямить ноги в коленках.
  4. Полёт. На этом этапе тренировки школьник должен коснуться снаряд руками. Выполняется рывок, при котором плечи перемещаются вверх, руки становятся прямыми, а запястья сгибаются.Чтобы прыжок получился выше, очень важно соединить рывок туловища и толчок руками, это и спровоцирует подъём таза и остановку ног.
  5. Полёт после скачка. Это, пожалуй, самая значимая стадия упражнения, так как после неё выставляется оценка ученику.
  6. Приземление. Чтобы не упасть приземлиться нужно на носки и сразу же встать на стопу. Для того чтобы сделать приземление более мягким необходимо немного согнуть ноги. Ведь жесткое приземление может стать причиной травмы.

Техника безопасности при таком упражнение сводится к нескольким главным правилам: запрещается выполнять прыжок без команды учителя, нужно осуществлять прыжок со страховкой, приземляться только на согнутые ноги, во избежание травмы на полу должен лежать гимнастический мат.

Бывает, что школьники совершают некоторые ошибки при выполнении такого упражнения. Рассмотрим типичные из них: длительная опора руками и рывок под себя, в полёте после толчка руками не происходит разгибание в тазобедренных суставах.

Рассмотрев все этапы выполнения прыжка через «козла», можно сделать вывод, что их последовательность несложна и одинаково важна, поэтому допущение ошибки в какой-то одной фазе может испортить все упражнение. В некоторых школах из-за опасности травмирования урок, посвященный прыжку через «козла», был отменен.

Однако при грамотном подходе  учителя и соблюдении техники безопасности такое упражнение очень полезно не только для физического воспитания школьников, но и для морального.

Чтобы прыгать долго и развивать хорошую скорость, нужно соблюдать правильную технику. В противном случае у вас быстро забьются руки и икры и тренировка превратится в пытку.

Спина и шея должны быть прямыми. Направьте взгляд вперёд, не смотрите себе под ноги или в потолок — это увеличит напряжение мышц шеи. Расправьте и опустите плечи. Трапециевидные мышцы и так будут напрягаться, незачем добавлять им ненужной работы.

Положение рук

Держите локти близко к телу, не расставляйте их в стороны. Старайтесь не крутить предплечьями, а работать только запястьями.

Обхватите рукоятку четырьмя пальцами, большой прижмите к ручке близко к выходу троса. Не сжимайте ручку, как последнюю надежду. Держите крепко, но довольно расслабленно.

Движения ног

Не прыгайте слишком высоко. Ноги должны отрываться от земли на 1½–2 см — ровно столько, сколько нужно для прохождения троса. Если вы будете прыгать выше, ноги быстро устанут и вам придётся остановиться.

Техника выполнения и методика обучения опорному прыжку ноги врозь через козла в длину

Фазы упражнения

Прыжки через козла или коня – техника выполнения

Простейший прыжок через коня или козла в спортивной гимнастике имеет этапы:

  1. Ускорение посредством разбега.
  2. Наскок обеими ногами на пружинящий мостик.
  3. Получение ускорения упругим толчком.
  4. Полет.
  5. Отталкивание руками от козла.
  6. Завершающий полет.
  7. Приземление на согнутые ноги с дальнейшим выпрямлением.

В спортивной гимнастике и мужчины и женщины начинают прыжок практически одинаково, однако после отталкивания от снаряда во взрослых разрядах совершаются разные упражнения, усложняющие выполнение, но приносящие дополнительные баллы, это может быть цукахара или сальто (двойное или даже тройное).

Спортсмен должен быть максимально внимательным, так как гимнастические травмы часто происходят при отталкивании или приземлении. Были случаи тяжелых последствий выполнения упражнения после удара головой о козла или коня, возможно травмировать кисть руки при отталкивании, при касании земли возможны вывихи ног.

Так что это упражнение требует предварительной разминки и хорошей концентрации спортсмена.

Поэтапная техника

  1. Нужно сделать разные виды разминки — походить на разных частях стопы, пробежаться, приседать, совершать выпады, попрыгать на скакалке. Важные мышцы для прыжка разминаются наклонными и вращательными движениями корпуса и суставов таза. Можно попрыгать с прижиманием колен к груди.Прыжки через козла или коня – техника выполнения
  2. Разбег должен быть максимально быстрым, для подбора ног лучше бежать короткими быстрыми шагами. Поскольку разбег длится около десяти метров, нужно подобрать оптимальную дистанцию, зависящую от типа снаряда, сложности прыжка и уровня изученности упражнения. Спортсмены как правило, место разбега помечают мелом, эту метку они высчитывают исходя из размера своих беговых шагов, чтобы точно попасть на край пружинистого мостика.
  3. Наскок нужно делать на полной скорости, так как притормаживание приведет к искажению техники прыжка, ставя под сомнение возможность его совершения. При отталкивании корпус слегка наклоняется вперед, ноги вместе, руки внизу. Отталкивание происходит пружинистым действием носками ног.
  4. Далее идет полет посредством маха ногами назад и разгибанием туловища в сторону полета, руки ставятся на козла, они принимают довольно сильный удар, отталкиваются с помощью плечей вверх. Если толчок совмещен с инертным рывком корпуса, то таз поднимается, а ноги останавливается и спортсмен взлетает вверх.
  5. От полета и последующего приземления в основном зависит судейская оценка. Приземлятся нужно на носки, но их нужно сразу опустить и коснуться пяткой, чтобы закрепить стопы на мате, сгибая ноги в коленях, это позволит сохранить равновесие. Если не придерживаться этой техники, нагрузка пойдет на суставы и возможны травмы.
    В школе учеников нужно страховать — перед приземлением поддерживать одной рукой, положив ладонь на спину или на грудь, в зависимости от положения в воздухе, другой рукой придерживать за запястье или предплечье, это поможет избежать травм, особенно при прыжках через снаряд ноги врозь. Опорный прыжок в школьной программе включает следующие упражнения:
  1. Запрыгивание на коня или козла с упором на колени и соскок ногами врозь, так называемый «козел в ширину».
  2. Вскок на козла или коня с упором на носки полуприседи, соскок с прогибом, так называемый «конь или козел в ширину».После отталкивания ногами, опираются руками на поверхность снаряда и поднимают колени, поставив стопы между руками на козла, потом, не останавливаясь, отталкиваются вверх с прогибом спины, руки держат над головой с по диагонали наружу, и так остаются до приземления.
  3. Прыжок в длину через коня под углом, оттолкнувшись одной ногой.Отталкиваемся левой ногой от мостика, который нужно поставить сбоку, у ближнего края снаряда, параллельно к коню или козлу. Правую руку ставим на коня, правую ногу закидываем вверх, левая нога ее догоняет, потом возле правой руки ставим левую, снимаем правую руку и до приземления (которое совершаем боком) держим левую руку на поверхности снаряда.Прыжки через козла или коня – техника выполнения
  4. Прыжок через козла или коня в ширину ноги врозь. Руки при прыжке как можно дальше по снаряду, образовывают с туловищем тупой угол, так ученик оттолкнется высоко. При резком толчке руками (быстрое касание) ноги разводят врозь на максимальную ширину. Потом руки поднимаются назад, стремясь вверх, от этого движения тело разгибается в тазобедренном суставе и выпрямляется. Ноги в положении врозь потом должны идти впереди туловища и, встречаясь с полом, тормозят тело, сохраняя устойчивость спортсмена, из положения врозь ноги становятся вместе в конце упражнения.

Данный текст можно использовать как краткую-инструкцию, своеобразный реферат о прыжках через коня, козла, или о запрыгивании на снаряд, о прыжках через снаряд с ногами врозь. В этом реферате кратко говорится о пользе прыжков через специальное гимнастическое снаряжение и о безопасности исполнения трюков.

В результате отталкивание получится низким. С началом толчка руками развести ноги врозь пошире. Толчок должен быть очень быстрым («в одно касание»). После толчка ученик, разгибаясь в тазобедренных суставах, поднимает руки назад-вверх , описывая почти круг.

Это помогает разогнуться до слегка прогнутого положения. Зафиксировав положение ноги врозь прогнувшись, ученик соединяет ноги и сгибается в тазобедренных суставах.

Ноги несколько обгоняют туловище, чтобы, встретив опору, задержать движение тела вперёд и сохранить устойчивость в момент приземления.

Прыжок на месте толчком двумя ногами с разведением и сведением их в полёте; Прыжок ноги врозь с высоты (50-100 см); Из упора лёжа на полу толчком ногами перейти в упор стоя согнувшись ноги врозь; Исходное положение – упор стоя у гимнастической стенки.

Прыжки на месте с разведением и сведением ног после отталкивания. Следить, чтобы в момент полного разведения ног в стороны таз поднимался до уровня плеч; Упражнение с партнёром: прыжок ноги врозь, сгибаясь и разгибаясь.

Прыжок выполняется толчком двумя ногами, партнёр стоит сзади и поддерживает товарища за поясницу.Одной рукой поддерживать под грудь или под спину – в зависимости от положения тела ученика перед приземлением, другой – за предплечье или за запястье. Прыжок ноги врозь через коня в длину Длина разбега 14-16 м. Мостик устанавливается на расстоянии 60-70 см.

Для правильного выполнения прыжка необходимо в полёте слегка прогнуться. Замах, как правило, не превышает 15-20°. Учащийся ставит руки на снаряд значительно впереди туловища ( плечетуловищный угол равен 150-168°). Если угол меньше, то плечи сваливаются вперёд и толчок выполняется «под себя».

После такого толчка полёт будет низким. Ноги разводятся в стороны только с началом толчка руками, и одновременно тело сгибается в тазобедренных суставах. Таз перемещается вверх. Закончив отталкивание руками, учащийся поднимает плечи вверх и постепенно разгибается.

Обучение

Прежде чем приступить к изучению данного прыжка, необходимо проверить степень овладения прыжками ноги врозь через козла в ширину и длину (высота снаряда 110-120 см, мостик на расстоянии 1 м, приземление не ближе 150 см от снаряда).

Если в этих прыжках допускаются ошибки, то рекомендуется повторить упражнения для изучения отдельных фаз опорных прыжков.

Овладение прыжком ноги врозь через коня в длину осуществляется в следующей последовательности: С 2-3 шагов разбега прыжок на руки на горку из 3-5 гимнастических матов и толчком руками переход в стойку ноги врозь на матах; Стоя в приседе на ближней части коня, прыгнуть ноги врозь толчком руками о дальнюю часть коня;

Прыжок ноги врозь через двух козлов, поставленных вплотную, толчком руками о дальний снаряд. Выполнять разбег, не снижая скорости перед наскоком на мостик. Следить за тем, чтобы тело в полёте было выпрямленным и руки полностью вынесены вперёд; Прыжок ноги врозь через коня с положенным на него гимнастическим матом; Прыжок ноги врозь через коня в длину с приземлением в стойку ноги врозь на горку матов, уложенных вплотную к коню на одном с ним уровне.

Обратить внимание на высоту взлёта после толчка руками и полное выпрямление в полёте. Поддерживать ученика под грудь и за руку выше локтя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Dieta-Tonus.ru
Adblock detector